Инструктажи с водительским составом

Инструктажи с водительским составом относятся к перечню норм по осуществлению безопасности дорожного движения. Сейчас проведение таких мероприятий регулируется Приказом от 2021 года, который устанавливает четыре формы инструктажей БДД. Кто, как и с какой периодичностью должен их проводить, рассказываем в статье. 

Правовая база, кто должен проводить

С января по сентябрь 2021 года инструктажи формально можно было не проводить, поскольку в тот период уже утратил силу Приказ Минтранса №7, но ещё не вступил в силу Приказ №145, регулирующий проведение инструктажей до сих пор.

Приказ устанавливает, что инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД) проводятся лицами, осуществляющими перевозки пассажиров и груза с использованием найма водителей. Также аналогичные требования предъявлены к физическим лицам, работающим на автобусах или грузовых автомобилях с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн. Он же устанавливает 4 типа инструктажей, которые будут подробно рассмотрены далее. 

Требования распространяются на внутренние промышленные перевозки, иностранные компании, спасательные и муниципальные службы. 

Вводный (первичный) инструктаж

Время проведения — между подписанием трудового договора с новым сотрудником и преступлением его к своим обязанностям. Допуск нового водителя до работы без проведения вводного инструктажа БДД незаконен. 

Обычно этот тип инструкции включает:

  1. Ознакомление с маршрутами, на которых будет работать сам водитель и работают его коллеги. 
  2. Правила взаимодействия с пассажирами и грузом. 
  3. Общее представление о типе перевозимых грузов или пассажиров. 
  4. Описание особенностей работы и эксплуатируемого транспорта. 
  5. Требования к безопасности, включая нормы технического контроля. 
  6. Правила медицинского осмотра водителей. 
  7. Требования к внутреннему распорядку в период рабочей смены. 
  8. Действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации. 
  9. Алгоритм вызова аварийного комиссара и сообщения о ЧП компании-работодателю.

Универсального состава не предусмотрено — он зависит от специфики выполняемой работы. 

Предрейсовый инструктаж

Точно также не имеет установленной формы и зависит от особенностей выполняемых задач. Должен проводиться не перед каждым выходом на рейс, а при возникновении следующих ситуаций:

  1. Водитель выезжает на ранее незнакомый ему рейс. 
  2. В пассажирском составе организованная детская группа. 
  3. Перевозимые грузы включают в себя крупногабаритные или опасные составляющие. 
  4. На маршруте водителя ожидает преодоление чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий. 
  5. Водитель будет находиться в составе организованной колонны транспортных средств. 

Инструктаж точно также должен содержать порядок основных действий и норм, актуальных для новой ситуации или обстановки. Дополнительно сообщаются характеристики нового маршрута: протяжённость, погодные условия, особенности. 

Сезонный инструктаж

Задача такого инструктажа — подготовить водителя к ярким особенностям климата или погоды в регионе. Конкретных требований к периодичности не существует — всё зависит от региона. Если в средней полосе достаточно проводить инструктаж 2 раза в год, то в более сложных климатических условиях могут быть предусмотрены инструктажи перед сезоном дождей, туманов, гололёда, снегопадов, лавин, града, ветров и даже жары.  

Важно, что инструктаж проводится не по факту наступления новых погодных условий, а незадолго до смены сезона. Если, например, гололёд больше обычного встречается в регионе и в начале, и в конце зимы — перед каждым сезоном уместно проинструктировать водителя, если это предусмотрено внутренними документами.  

Специальный инструктаж

В случае внезапного изменения условий проводится специальный инструктаж непосредственно по теме изменений. Это точно также может быть резкая смена климатических условий, выход на новый маршрут, возникновение чрезвычайной ситуации или даже вступление в силу нового нормативно-правового акта. 

Вместе с водителями о внезапных изменениях сообщают отправляющимся в командировку и инструктируют их. 

Правила оформления инструктажа водительского состава

Чтобы вся документация в отношении проведения инструктажей была в порядке, следует:

  1. Официально назначить лицо, ответственное за проведение инструктажа. Его должность должна быть официально закреплена в штатном расписании, полномочия и обязательства закреплены локальным нормативным актом. Должность может совмещаться с другими. 
  2. Для каждого типа инструктажей составляются программы. 
  3. Для каждого типа инструктажей создаётся свой журнал учёта. В нём отмечаются дата проведения, содержание материала, ФИО и должность проводившего. Документ закрепляется подписью как инструктора, так и водителя. 

Инструктор должен иметь квалификацию по безопасности дорожного движения, быть успешно аттестован на свою должность и иметь среднее профессиональное образование (Приказ Минтранса №283). Можно совмещать мероприятие с инструктажами по охране труда, но данные всё равно фиксируются в разных журналах. 

Наказание за непроведение инструктажа БДД

Если при выявлении условий, в которых должен проводиться инструктаж, это требование не выполнено, то против как ответственного лица, так и руководителя фирмы устанавливается ответственность по статье 12 КоАП:

  1. Штраф в 10 тысяч рублей для ответственного лица. 
  2. Штраф в 30 тысяч рублей за компанию. 

Невыполнение устанавливается, если по всем правилам не отмечено проведение инструктажа в соответствующем журнале. На рассмотрении находится законопроект №270457-8, который может официально позволить вести журнал в электронном виде. Однако вероятно, что для этого всем водителям и инструкторам потребуется оформить квалифицированную электронную подпись. Также понадобится система электронного документооборота. 

Автор статьи: Федотиков А.И.