Инструктажи с водительским составом относятся к перечню норм по осуществлению безопасности дорожного движения. Сейчас проведение таких мероприятий регулируется Приказом от 2021 года, который устанавливает четыре формы инструктажей БДД. Кто, как и с какой периодичностью должен их проводить, рассказываем в статье.
Правовая база, кто должен проводить
С января по сентябрь 2021 года инструктажи формально можно было не проводить, поскольку в тот период уже утратил силу Приказ Минтранса №7, но ещё не вступил в силу Приказ №145, регулирующий проведение инструктажей до сих пор.
Приказ устанавливает, что инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД) проводятся лицами, осуществляющими перевозки пассажиров и груза с использованием найма водителей. Также аналогичные требования предъявлены к физическим лицам, работающим на автобусах или грузовых автомобилях с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн. Он же устанавливает 4 типа инструктажей, которые будут подробно рассмотрены далее.
Требования распространяются на внутренние промышленные перевозки, иностранные компании, спасательные и муниципальные службы.
Вводный (первичный) инструктаж
Время проведения — между подписанием трудового договора с новым сотрудником и преступлением его к своим обязанностям. Допуск нового водителя до работы без проведения вводного инструктажа БДД незаконен.
Обычно этот тип инструкции включает:
- Ознакомление с маршрутами, на которых будет работать сам водитель и работают его коллеги.
- Правила взаимодействия с пассажирами и грузом.
- Общее представление о типе перевозимых грузов или пассажиров.
- Описание особенностей работы и эксплуатируемого транспорта.
- Требования к безопасности, включая нормы технического контроля.
- Правила медицинского осмотра водителей.
- Требования к внутреннему распорядку в период рабочей смены.
- Действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
- Алгоритм вызова аварийного комиссара и сообщения о ЧП компании-работодателю.
Универсального состава не предусмотрено — он зависит от специфики выполняемой работы.
Предрейсовый инструктаж
Точно также не имеет установленной формы и зависит от особенностей выполняемых задач. Должен проводиться не перед каждым выходом на рейс, а при возникновении следующих ситуаций:
- Водитель выезжает на ранее незнакомый ему рейс.
- В пассажирском составе организованная детская группа.
- Перевозимые грузы включают в себя крупногабаритные или опасные составляющие.
- На маршруте водителя ожидает преодоление чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий.
- Водитель будет находиться в составе организованной колонны транспортных средств.
Инструктаж точно также должен содержать порядок основных действий и норм, актуальных для новой ситуации или обстановки. Дополнительно сообщаются характеристики нового маршрута: протяжённость, погодные условия, особенности.
Сезонный инструктаж
Задача такого инструктажа — подготовить водителя к ярким особенностям климата или погоды в регионе. Конкретных требований к периодичности не существует — всё зависит от региона. Если в средней полосе достаточно проводить инструктаж 2 раза в год, то в более сложных климатических условиях могут быть предусмотрены инструктажи перед сезоном дождей, туманов, гололёда, снегопадов, лавин, града, ветров и даже жары.
Важно, что инструктаж проводится не по факту наступления новых погодных условий, а незадолго до смены сезона. Если, например, гололёд больше обычного встречается в регионе и в начале, и в конце зимы — перед каждым сезоном уместно проинструктировать водителя, если это предусмотрено внутренними документами.
Специальный инструктаж
В случае внезапного изменения условий проводится специальный инструктаж непосредственно по теме изменений. Это точно также может быть резкая смена климатических условий, выход на новый маршрут, возникновение чрезвычайной ситуации или даже вступление в силу нового нормативно-правового акта.
Вместе с водителями о внезапных изменениях сообщают отправляющимся в командировку и инструктируют их.
Правила оформления инструктажа водительского состава
Чтобы вся документация в отношении проведения инструктажей была в порядке, следует:
- Официально назначить лицо, ответственное за проведение инструктажа. Его должность должна быть официально закреплена в штатном расписании, полномочия и обязательства закреплены локальным нормативным актом. Должность может совмещаться с другими.
- Для каждого типа инструктажей составляются программы.
- Для каждого типа инструктажей создаётся свой журнал учёта. В нём отмечаются дата проведения, содержание материала, ФИО и должность проводившего. Документ закрепляется подписью как инструктора, так и водителя.
Инструктор должен иметь квалификацию по безопасности дорожного движения, быть успешно аттестован на свою должность и иметь среднее профессиональное образование (Приказ Минтранса №283). Можно совмещать мероприятие с инструктажами по охране труда, но данные всё равно фиксируются в разных журналах.
Наказание за непроведение инструктажа БДД
Если при выявлении условий, в которых должен проводиться инструктаж, это требование не выполнено, то против как ответственного лица, так и руководителя фирмы устанавливается ответственность по статье 12 КоАП:
- Штраф в 10 тысяч рублей для ответственного лица.
- Штраф в 30 тысяч рублей за компанию.
Невыполнение устанавливается, если по всем правилам не отмечено проведение инструктажа в соответствующем журнале. На рассмотрении находится законопроект №270457-8, который может официально позволить вести журнал в электронном виде. Однако вероятно, что для этого всем водителям и инструкторам потребуется оформить квалифицированную электронную подпись. Также понадобится система электронного документооборота.
Автор статьи: Федотиков А.И.