Проведение служебного расследования ДТП на предприятии

Содержание служебного расследования

Законодательство России предусматривает дополнительную ответственность для предприятий, транспортное средство которых попало в ДТП. Так, необходимо провести самостоятельное расследование всех условий, изучить обстоятельства аварии, состояние транспортного средства, водителя и предписанные ему локальными нормативными актами инструкции. По результатам определяется перечень мер, направленных на предотвращение похожих случаев. Такие меры среди прочего подразумевают проведение дополнительного инструктажа водительскому составу.

Служебное расследование направлено на выявление причин ДТП и их устранение в дальнейшем. Все ДТП расследуются сотрудниками ГИБДД, но если одним из участников стало служебное транспортное средство, то проводится дополнительное расследование. За него ответственен владелец транспортного средства, будь то юридическое лицо или ИП.

Предприятие в ходе расследования выявляет:

  • Внешние и внутренние причины происшествия.
  • Подробные обстоятельства аварии.
  • Перечень ответственных за происшествие работников и потенциальную степень их вины.
  • Последствия ДТП.
  • Факт нарушения нормативно-правовых актов, в том числе локальных.
  • Действия со стороны организации, которые могли привести к аварии.

Важно, что такие расследования проводятся не только транспортными компаниями, а при задействовании в ДТП любой служебной машины.

Нормативно-правовая база, сроки расследования

В настоящий момент проведение служебного расследования на предприятии регламентируется следующими документами:

  • Федеральный закон №196. Устанавливает необходимость организаций проводить анализ ДТП, устранение вызвавших его причин.
  • Приказ Министерства транспорта №344. Относится к ДТП, связанным с железнодорожным транспортом.
  • Постановление Правительства №647. Устанавливает, что расследование должно проводиться вне зависимости от виновных и места происшествия. Определяет правила учёт.
  • Постановление Правительства №1502. Определяет правила учёта аварий.

До ноября 2022 года действовал Приказ Минавтотранса РСФСР №49. Он устанавливал методику расследования и сроки осуществления. В настоящий момент дублирующего это положение нормативного акта не выпущено, что меняет официальные предписания по срокам проведения.

Так, ранее расследование должно было проводиться в течение 5 дней. Однако сейчас, когда Приказ №49 недействителен, правовые органы могут требовать исполнения сроков, указанных в Трудовом Кодексе, в частности, в статье №229:

  • Три дня, если нанесён лёгкий вред здоровью.
  • 15 дней, если есть тяжёлые повреждения или летальный исход.
  • Один месяц с момента поступления заявления пострадавшего — если начало расследования было отложено по веским причинам.

Один месяц предоставляется, например, если владелец транспортного средства не был своевременно уведомлен о происшествии.

Кто проводит служебное расследование на предприятии

Организации надлежит создать отдельный локальный нормативный акт с полным описанием ДТП, целей его расследования, установлением перечня ответственных лиц, инструкции по проведению расследования, алгоритмы заполнения важной документации и т. д.

Законом установлено, что в комиссию для проведения служебного расследования должно входить не менее трёх человек. Состав комиссии утверждается отдельным Приказом руководителя и обязательно включает специалиста по безопасности дорожного движения. Также допустимо включение в комиссию руководителя или его заместителя, технического специалиста. Допустимо привлечение сторонних специалистов, если причиной аварии стали несовершенства дороги, моста, иные внешние нарушения. При этом важно, что руководителя попавшего в ДТП сотрудника включать в состав комиссии запрещено.

При этом специалист по БДД должен быть направлен руководителем организации на место ДТП сразу после извещения о случившемся. Инспектор в свою очередь на месте предпринимает действия по оказанию помощи пострадавшим, если есть необходимость.

Обязанности комиссии по расследованию ДТП на предприятии

При рассмотрении дорожно-транспортного происшествия входящие в комиссию лица обязаны:

  • Совершить осмотр места происшествия и зафиксировать все имеющие значение детали.
  • Изучить протоколы, рассмотреть документы водителя и документы на транспортное средство (с разрешения привлечённых к ДТП органов власти).
  • Выявить и зафиксировать детали происшествия — место и время, номера вовлечённых транспортных средств, характер и тяжесть повреждений транспортных средств и травм других участников.
  • Установить и зафиксировать подробную информацию о водителе — документы, стаж работы, состояние по заключению врача. Если выявлено недопустимое состояние водителя, то установить ответственных за проведение медицинской экспертизы.
  • Установить характеристики и тип ДТП, включая погодные условия, особенности местности и т. д.
  • Составить перечень лиц, имеющих прямую или косвенную вину за произошедшее.
  • Определить обстоятельства происшествия, включая действия водителя, их соответствие условиям погоды и местности и т. д.

Дополнительно устанавливается общий контроль и организация рейсов на предприятии, включая локальные нормативные акты, требования к водительскому составу, предписанные инструкции и т. д.

Акт служебного расследования

Этот документ является завершающим при проведении расследования. Важно, что в нём не делается никаких однозначных выводов — только предварительные. В дальнейшем этот документ может рассматриваться основным следственным комитетом для выявления деталей, не попавших во внимание государственных служб. Также этот материал может использоваться в суде для доказывания невиновности работника. В акте должно быть определено:

  • Все условия, в которых совершалось ДТП, оценка действий работника, предварительная вина участников.
  • Возможные ошибки организации, вызвавшие ДТП.
  • Перечень мер, которые организация предпримет для недопущения повторного ДТП.

Документ скрепляется подписью каждого из участников комиссии. В нём же содержатся сведения о состоянии транспортного средства, водителя, указывается состав комиссии. В характеристики ДТП включаются данные в том числе о внешних условиях, включая состояние трассы. Дополнительно прилагаются копии официальных документов о происшествии.

Автор статьи: Федотиков А.И.