Новый порядок оформления путевых листов

Приказ Минтранса 390 (порядок оформления путевых листов)

Приказ Минтранса России №390 устанавливает новые требования при оформлении путевых листов, но при этом снимает ряд ограничений. Приказ вступит в силу 1 марта 2023 года и будет действовать вплоть до того же числа 2027 года. Им установлена новая форма путевого листа, уточнены некоторые категории и убрано одно требование по ведению журнала регистрации.

Общие изменения в оформлении путевых листов

Теперь в графе о наименовании собственника транспортного средства указываются данные о том лице, кто проводил заполнение документа. При этом указывать нужно тот же набор данных, что и ранее.

Также изменены единицы, в которых будет измеряться срок действия документа — вместо календарных дней будут использоваться обычные дни. Возможно, это говорит об усложнении в получении листов, так как они могут выдаваться, например, только в будние дни.

Одно из главных изменений — в Приказе не указано требование проводить регистрацию путевых листов в соответствующих журналах. Таким образом, одно из наиболее осложняющих оформление документа требований с марта 2023 года перестаёт действовать.

Электронный путевой лист

Приказ №390 устанавливает, что путевой лист может предъявляться как в бумажной, так и в электронной форме. Конкретные требования к заполнению документа такого типа не указаны, известно лишь следующее:

  • Заверяться документ будет квалифицированной электронной подписью (оформляется отдельно, юридические лица и ИП могут получить КЭП бесплатно в ФНС).
  • Будут установлены дополнительные требования по внесению данных осмотров, включая дату.
  • При сверке данных перевозчиком путевой лист может быть представлен в любом виде.

Ожидается, что регулирование электронных путевых листов будет осуществляться дополнительным нормативно-правовым актом. В любом случае практика применения такого типа документов не станет достаточно широкой до тех пор, пока медицинские работники и иные проверяющие не обзаведутся усиленными электронными подписями.

Новые требования при прохождении осмотров

Дата и время предсменного осмотра медицинским работником теперь будут более конкретизированы. Работники, ставящие отметку о времени выхода автомобиля на линию и проводящие соответствующий предрейсовый технический контроль, теперь должны назначаться направленным нормативным актом. Он должен исходить со стороны ответственного индивидуального предпринимателя, руководителя организации или его заместителя.

И должностные лица, и медицинские работники теперь смогут заверять документ как обычной, так и электронной подписью. Впрочем, действительна будет только усиленная квалифицированная подпись или КЭП. Эта возможность предусмотрена для функционирования электронных путевых листов. При этом к документам этой формы применяются дополнительные требования в отношении показаний одометра, даты и времени выезда.

Расширение требований при заполнении путевого листа

Уточнены отдельные категории, которые должны указываться в документе:

  • По видам перевозки различаются следующим образом: для личных нужд, получения дохода, для обеспечения транспортировки или функционирования специальных средств.
  • Сообщения же подразделяются на пригородные, городские и междугородние.

Показания одометра теперь должны дополнительно вноситься в ситуациях, когда водитель получает автомобиль после окончания смены предыдущего работника.

При этом владелец транспортного средства имеет право по собственной инициативе внести в путевой лист любую информацию, которую посчитает важной в отношении осуществляемой перевозки.

Итоги

Несмотря на то, что Приказ №390 вносит ряд новых требований, вносимые им послабления оказываются гораздо важнее. В частности это возможность оформлять путевые листы в электронном виде, отсутствие обязанности регистрировать листы в специальном журнале. Удобства добавляет также право владельца транспорта вносить в документ дополнительные данные, которые он посчитает нужным. Дополнительно из перечня обязательных реквизитов были убраны указания на наименование и номер документа.

Автор статьи: Федотиков А.И.